Феномен «толпы». Воронежские эксперты – об участии несовершеннолетних в митингах

Мнения детского омбудсмена, психолога и правоохранителя

Несанкционированный митинг
в поддержку оппозиционера Алексея Навального, прошедший в минувшую субботу, 23
января, вызвал широкий общественный резонанс. Главным образом из-за участия в
протестной акции несовершеннолетних. К счастью, в Воронеже протест прошел без
последствий для детей. Но это не
отменяет опасности их участия в подобных мероприятиях. О том, как уберечь ребенка
от необдуманных поступков и как несовершеннолетний может выражать свои взгляды,
РИА «Воронеж» рассказали уполномоченный по правам ребенка в регионе Ирина
Попова, заместитель директора Центра психолого-педагогической поддержки и
развития детей Дина Насонова и начальник отдела информации и общественных
связей регуправления МВД полковник внутренней службы Наталья Куликова.

Как ребенку выразить свои
взгляды?

По
словам Ирины Поповой, у несовершеннолетних не определена гражданская позиция и
они «максимально не способны» защитить свои права.

Ирина Попова, уполномоченный по правам ребенка в Воронежской области 


Организаторы акций, которые привлекают к участию школьников, не только вторгаются в их личную жизнь и учебный процесс, но и провоцируют у детей нарушения психики. Детская психика еще не полностью сформирована, у них отсутствует жизненный опыт, не закреплены в сознании базовые ценности – уважение к взрослым, любовь к родине, помощь слабым. Участие в митингах подростки расценивают как «крутой» поступок, заслуживающий одобрения и «лайков» в соцсетях. Они легко поддаются феномену «толпы», ломающей все вокруг и выкрикивающей любые лозунги, не задумываясь над их содержанием. Однако понятия о выражении своей гражданской позиции и участия в незаконных действиях у них размыты и неосознанны.

Если подросток уже имеет
политические взгляды, то, конечно, хочет как-то их продемонстрировать. Конвенция о
правах ребенка признает право каждого на свободу выражения своих взглядов,
мнения и мысли, право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний. Но есть
оговорка: при осуществлении детьми права на свободу мирных собраний могут
применяться ограничения. В остальном подросток может выразить свою позицию в
устной, письменной или печатной форме, а также в форме произведений искусства или
с помощью других средств.

Ребенок в толпе и его психикаАндрей Архипов (из архива)

Замдиректора Центра
психолого-педагогической поддержки и развития детей Дина Насонова рассказала,
что любое экстремальное поведение детей специалисты называют асоциальным
поведением. Первопричина возникновения такого поведения – отсутствие
родительского контроля.

– В толпе человек может
проявлять психологические качества, совершенно несвойственные ему в обычной
жизни. Главный фактор изменения поведения –
ощущение анонимности, причисление себя «к толпе», снятие со своих поступков
персональной ответственности. Из-за ощущения личной безнаказанности проявляется
жестокое, разрушительное поведение, характерное для агрессивной массы, –
сказала Дина Насонова.

Психолог отметила, что в толпе человек легко поддается внушению и испытывает желание немедленных
действий, испытывает состояние единения с группой. Так, мирный в обычной жизни
человек может вести себя как агрессивный разрушитель и матерый преступник, не
задумываясь о последствиях своих поступков.

pixabay.com

Характерными ощущениями в толпе специалист
назвала нервное напряжение и обострение общего эмоционального фона, что
приводит к спонтанным необдуманным поступкам.

– Дети, попавшие в толпу
(концерт, распродажа, теракт, массовые беспорядки и прочее), по данным
специалистов, еще долгое время эмоционально возбуждены, нарушается сон, аппетит,
появляется хаотичность действий, они находятся под впечатлением от увиденного. Со
временем к ребенку приходит осознание сделанного в толпе, страх за последствия.
Как правило, нарушаются взаимоотношения ребенка с семьей, с окружающими,
друзьями. Характерна неожиданная смена настроения, от спокойного состояния до
раздражения или взрывчатости, могут возникать проблемы с концентрацией внимания
и памятью. Психика ребенка не готова к таким сильным эмоциям. Он переживает
травму, которая может давать последствия в течение длительного периода – до 2-х
лет или преследовать всю жизнь, как эмоциональные следы события, – рассказала
Дина Насонова.

Куда вы идете? Уроки несанкционированного митинга

По мнению эксперта,
избежать потенциально опасных последствий можно, научившись отделять свои
эмоции от эмоций окружающих. Это позволит не снижать критичности мышления и контролировать
свои действия в толпе. Также Дина Насонова
подчеркнула, что важно выстраивать доверительные отношения в семье. Родитель
должен интересоваться жизнью ребенка и не использовать его как оружие в
достижении каких-либо целей.

Ответственность перед
законом

Об ответственности за
вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность
для его жизни, рассказывает статья 151.2 УК РФ.

– Молодежь активно
используют в политических интересах, при этом подвергают реальной опасности
жизнь и здоровье наших детей. Нужно объяснить своим детям, что даже постоять в
стороне во время митинга уже может быть нарушением законодательства. Если дети
или подростки идут на несанкционированный митинг или шествие, они подлежат
ответственности наравне с прочими участниками правонарушения. Кроме того,
хотелось бы напомнить, что за вовлечение несовершеннолетних в совершение
действий, представляющих опасность для их жизни, законодательством
предусмотрена уголовная ответственность, – прокомментировала полковник
внутренней службы Наталья Куликова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *